• ru
  • Астана
  • Помощь
Корзина
Книга Сибири
«Я занимаюсь тем, чем мечтала заниматься всю жизнь». Часть 2
Опубликовано 31 августа

Мы открываем серию интервью с известными экоактивистами, помогающими защищать редких животных России. Сегодня вы познакомитесь с Еленой Шнайдер.

Елена – выпускница Новосибирского государственного университета, кандидат биологических наук, физиолог, экоэнтузиаст и волонтер. Никогда не сидит на одном месте, орнитология – ее подлинная и настоящая страсть. Сейчас она активно занимается спасением степных орлов и балобанов и тратит на это почти все свое время. Несмотря на колоссальную занятость, Елена смогла выделить для нас час и ответить на наши вопросы.

Перед вами вторая часть интервью. Первая доступна по ссылке.

Вы стали лауреатом премии имени Лоры Уильямс. За что она дается?

Премию дают тем, кто внес значительный вклад в сохранение видового разнообразия в России. Лора – основатель российской программы Всемирного фонда дикой природы. Комиссия решила, что я достойный кандидат, так и вышло, что я стала лауреатом. Я даже не мечтала о таком. Знала, что буду среди номинантов, но то, что моя работа будет оценена столь высоко, стало для меня самым замечательным сюрпризом.

А про ваш телеграм-канал расскажете?

Телеграм-канал «Экспедиционные картинки» я завела очень давно, еще в 2018 году. В основном там фото с короткими подписями, где я рассказываю об интересных встречах с животными и птицами, которые происходят в моих экспедициях. В какой-то момент люди начали активно подписываться, кажется, после моего поста про развенчание мифа про 20-летнего орла, который летал между Европой и Азией. Этот пост кто-то опубликовал на более популярном ресурсе, вот так пошло-поехало.

Потом была всемирно известная акция «Закинь орлу на мобилку», про нее писали и спрашивали журналисты из США, Европы, Кореи и многих других стран.

Какая, на ваш взгляд, экологическая проблема, связанная с Сибирью, основная?

С чем я хотела бы покончить раз и навсегда, так это с браконьерством. Мне бы хотелось, чтобы люди перестали бездумно уничтожать объекты живой природы, перестали палить по ним ради забавы, перестали их незаконно ловить ради продажи. Это помогло бы не только хищным птицам, с которыми я работаю, но и многим другим видам, которые сейчас находятся в Красной книге и исчезают с лица Земли. Например, снежным барсам, аргали, манулам.

Легальный отлов и охота тоже могут стать большой проблемой, как, например, в случае с отловом соколов в Монголии. В России ловить незаконно, но в процессе миграции наших российских птиц их можно по лицензии поймать в Монголии. Так и поступают сокольники из стран Персидского залива, которые отправляют своих ловцов в Монголию и Китай в период миграции, чтобы там собрать тех птиц, которых взрастила Сибирь.

Чего не хватает, чтобы организовать суперэффективную защиту птиц?

Несмотря на строгое природоохранное законодательство в РФ, контроль за его исполнением хромает. С другой стороны, в последние годы российская полиция и таможня стали больше уделять внимания этой проблеме, и был достигнут существенный прогресс. Теперь основной лов перешел в Монголию, поэтому нужно налаживать связи в этой сфере между двумя государствами.

Контроль, конечно, напрямую зависит от выделяемых денег. Если инспекторам не хватает денег, чтобы приобрести экипировку для экспедиций или выставить фотоловушки для обнаружения браконьеров, то эффективность их работы снижается. Материальная база инспектора должна быть не хуже материальной базы браконьера.

Какие у нас перспективы в сохранении редких видов птиц?

Боюсь, что перевес понемногу склоняется в сторону браконьеров. В прошлом году на одной крупной американской конференции мы рассказывали про балобанов. Там было много природоохранников из разных стран. Надеюсь, они нас услышали и будут прорабатывать у себя проблемы бесконтрольного отлова балобанов. Работа идет и выходит за рамки нашей страны. Мы не собираемся опускать руки, мы будем бороться за сохранение наших птиц.

Чем вам помогает в вашей работе Siberian Wellness?

Компания полностью обеспечивает наш проект по восстановлению Алтайского балобана и выделяет средства, на которые мы проводим полномасштабный мониторинг степного орла. На эти деньги мы реализуем выпуск птенцов из питомника, подкорм всех семей балобанов на наших рабочих площадках, в результате существенно увеличиваем выживаемость у птенцов.

Вместе с Siberian Wellness мы каждый год гарантируем успешный вылет из гнезда для 80–100 юных балобанов. Это много, учитывая, что вся сибирская популяция оценивается всего лишь в 1100–1200 пар птиц. Этих результатов не получилось бы, если бы не поддержка от Siberian Wellness. Мы также активно стараемся привлечь волонтеров в наши проекты, потому что пока постоянный состав нашей команды – всего четыре человека.

Какой совет вы бы дали людям, которые хотят как-то позаботиться об экологии?

Просто начинайте и не сомневайтесь. Окажите финансовую помощь командам, работающим в полях. Можно оформить донаты в природоохранные фонды или окажите поддержку напрямую. Мы, например, сейчас очень ищем спонсоров для обеспечения работы трекеров на орлах и соколах, нам нужны финансы, чтобы оплачивать услуги по их отслеживанию.

Можете помочь в решении проблемы птицеопасных ЛЭП. Дело в том, что введенные в эксплуатацию ЛЭП должны соответствовать законам Российской Федерации и быть безопасными для птиц. Если они опасны – их не должно быть. Увидели опасную ЛЭП, нарушающую закон, – сообщите о ней! Чтобы больше узнать о том, как опознать опасную для птиц опору, загуглите тему «Птицы и ЛЭП», это реальная проблема.

Узнать больше про спасение хищных птиц и редких животных вы можете на странице Фонда Компании Siberian Wellness «Мир Вокруг Тебя».

Присоединяйтесь к нашей миссии по защите природы и помните, что мы все несем ответственность за тот мир, который будет передан нашим детям!